СКАНДИНАВСКИЙ КОЛОНИАЛИЗМ В АФРИКЕ. КАК ШВЕЦИЯ СТЕСНЯЕТСЯ РАБОТОРГОВОГО ПРОШЛОГО

В современной Швеции упорно избегают темы колониализма: слишком трудно совместить образ страны с рабовладением. Неприглядную страницу истории отказываются включать в школьные учебники. Между тем при непосредственном участии шведов из Африки в Вест-Индию было перевезено не менее десяти тысяч человек.

Ранее мы писали о колониальном прошлом Дании и Норвегии. У шведов колониальные владения были скромнее. Страна уступала соседям в экономическом плане; много ее внимания оттягивали на себя приграничные конфликты. Наконец, она проигрывала конкуренцию не только Дании, но и Англии и Нидерландам. 

Ее присутствие в Африке было недолгим – 13 лет с перерывом. В середине XVII века стране принадлежала колония Золотой Берег, или Кабо-Корсо, на побережье Гвинейского залива: сегодня это юг Ганы. С африканского континента Швецию вытеснил собственный сосед – Дания. 

Более ярко шведский колониализм проявил себя в Америке: там удалось закрепиться почти на век. Ключевым владением стал остров Сен-Бартелеми в Карибском море, куда шведы вывозили рабов из Африки. Африканскими невольниками они долгое время снабжали и колонии других стран. Подробнее – в материале «Африканской инициативы».

АФРИКАНСКИХ БЕРЕГОВ НЕ УДЕРЖАЛИ

Амбиции закрепиться в Африке у страны появились в 1649 году, когда под покровительством королевы Кристины учредили Шведскую Африканскую компанию (Svenska Afrikakompaniet). В 1650 году ее управляющий Хенрик Карлофф высадился на Золотом Береге (ныне Республика Гана), где заложил ряд факторий. Колония состояла лишь из нескольких фортов и торговых постов: Карлсборга, Виллиама, Батенстейна, Кристиансборга, Витсена, Аполлонии, где покупали рабов, золото, сахар и слоновую кость.

Несмотря на существенный вклад в развитие Шведского Золотого берега, или Кабо-Корсо, в 1656 году Хенрика Карлоффа сняли с должности. Тогда он направился к заклятому сопернику Швеции – в Данию. В 1657 году датский отряд под предводительством Карлоффа захватил форт Карлсборг и некоторые фактории. В 1660 году, после датско-шведской войны и восстания местного населения против новых хозяев, Швеции удалось восстановить суверенитет над этими территориями. Однако совсем ненадолго. В 1663 году датские войска снова захватили Карлсборг и Кристиансборг, и в конечном итоге вся территория вошла в состав Датской Гвинеи. Так завершилось владычество Швеции на территории современной Ганы. Датское присутствие наложило значительно больший отпечаток на эти земли.  

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

Более ярко шведский колониализм проявил себя на другом континенте. В 1638 году на берегах реки Делавэр (на территории современных штатов Делавэр, Нью-Джерси и Пенсильвания) была основана колония Новая Швеция. Она просуществовала до 1655 года, потом перешла под контроль Нидерландов. Столицей был форт Кристина (ныне город Уилмингтон). Со временем в состав образования вошло десять фортов, в которых проживали не более 400 человек, говорящих на шведском и финском языках. Основную часть населения составляли не эмигрировавшие шведы, а представители финно-угорских народов с завоеванных Швецией территорий. В Америку они ехали в поисках лучшей жизни.

Значительно позднее, в 1785 году, у Швеции появилась другая колония – на острове Сен-Бартелеми в Карибском море. Она просуществовала вплоть до 1878 года и оставила наиболее значимый след в колониальной истории страны. Остров Швеция приобрела у Франции с целью развития морской торговли со странами Карибского бассейна. Для этого основали Шведскую Вест-Индскую компанию. Сен-Бартелеми выступал своего рода посредником. 

В первые десятилетия шведского правления порт в столице Густавии использовался для обмена американскими и английскими товарами. К концу века число кораблей, вышедших из Густавии, достигло 1 330, а это означало, что на острове обосновались влиятельные купцы и работали видные торговые дома. Кроме того, после отмены рабства во французских колониях в 1794 году Сен-Бартелеми пережил определенный экономический расцвет. Многие семьи плантаторов бежали в колонии других европейских стран, в том числе Швеции. 

Положение Сен-Бартелеми стало ухудшаться в 1815 году, когда закончилась война между Францией и Великобританией. Остров был центром, где могли торговать предприниматели из всех воюющих стран. После заключения мира он потерял свое экономическое значение, и его продали Франции.

РАБОТОРГОВЫЙ БИЗНЕС

Как и другие колонисты Карибского бассейна, Швеция участвовала в работорговле – как для получения рабочей силы, так и ради заработка. Рабы производили важнейшие колониальные товары: в основном, сахар, но также кофе, хлопок и табак. Несмотря на то, что колониальной державой Швеция была поздней и небольшой, она способствовала поддержанию работорговли в течение нескольких десятилетий. В основном, снабжала колонии других стран.

ЗАПАДНАЯ АФРИКА

Впервые шведский корабль перевез рабов из Западной Африки на карибский остров Барбадос в 1646 году. Строительство судна спонсировал Луи де Геер – будущий инициатор создания Шведской Африканской компании, который получил от королевы Кристины разрешение на торговлю в Африке от имени Швеции. Во время первого рейса умерли по меньшей мере 30 из 260 невольников. 

По мере роста интереса страны к работорговле аналогичные плавания совершали и другие шведские суда. По оценкам шведских источников, за десять лет Шведская Африканская компания переправила через Атлантику от пятисот до тысячи африканцев.

НОВАЯ ШВЕЦИЯ

В Северной Америке шведы торговали с местным населением и покупали у него землю. В этом районе рабство не было широко распространено: известно только об одном порабощенном африканце.

СЕН-БАРТЕЛЕМИ

Как отмечает шведский историк Фредрик Томассон (Fredrik Thomasson), уже сам факт, что Швеция владела островом в Карибском море, явно свидетельствует, что страна участвовала в работорговле и использовала рабский труд. 

Шведская Вест-Индская компания, созданная после приобретения Сен-Бартелеми, поощряла работорговлю, устанавливая низкие таможенные пошлины на ввоз и вывоз невольников. Таким образом на остров хотели привлечь работорговцев, чтобы впоследствии заработать на увеличении таможенных сборов. Работорговлю вели в шведской колонии до начала 1830-х годов, а само рабство отменили в 1847 году. 

ЖИЗНЬ ЧЕРНОКОЖЕГО НАСЕЛЕНИЯ В СЕН-БАРТЕЛЕМИ

В течение первых десятилетий после покупки острова Швецией население Сен-Бартелеми быстро росло. К 1810 году в колонии проживало не менее пяти тысяч человек. Примерно 70 % из них были чернокожими. Большинство родились в странах Карибского бассейна. Также существовала большая группа невольников родом из Африки. Их привезли на Сен-Бартелеми на шведских и иностранных кораблях.

Практически весь физический труд на острове возложили на чернокожее население. Руками рабов была построена Густавия. Мужчины работали на стройках и в порту, многие также были рыбаками и моряками. Известны случаи, когда африканские рабы становились парикмахерами и пекарями. Женщины часто были прислугой и заботились о детях. Они также занимались ремеслами, например, скручиванием сигар, торговали на городской площади. Некоторые были акушерками и прачками. Также обычным явлением была проституция. Многое указывает на то, что порабощенных женщин принуждали к этому занятию. 

В Густавии существовали частные школы, но доступ к школьному образованию был только у белых детей. Школу, куда принимали и детей рабов, держали методисты – представители одной из протестантских конфессий. В целом же, на острове были и католическая, и протестантская церкви. 

Жизнь африканских рабов на Сен-Бартелеми была строго регламентирована. Полиция делала все возможное, чтобы помешать им сбежать из рабства. Сурово наказывали и тех, кто способствовал побегам. Белое население штрафовали. Рабы же не имели права собственности, поэтому и штрафы платить не могли: их хлестали длинным кнутом. Были и так называемые «позорные наказания». Рабов засовывали в бревно, оплевывали и ругали. Также до 1800 года практиковалось клеймение на лбу. Интересен факт, что шведский суд в то время постановил, что тюремное заключение будет слишком мягким наказанием, поскольку в таком случае рабам не придется работать.

Важно отметить, что чернокожее население в шведской колонии делилось на две группы: рабы (их было большинство) и свободные. К ним относились, например, метисы – дети от белых мужчин, а также рабы, получившие свободу от владельца. В 1810-х годах именно свободные чернокожие мужчины начали самоорганизовываться и требовать тех же гражданских прав, что и у белого населения. Их борьба в конечном итоге увенчалась успехом и привела к равенству в 1833 году.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Историк Фредрик Томассон подчеркивает: «По сравнению со многими другими периодами шведской истории, шведский Сен-Бартелеми до сих пор исследован очень мало. Одна из причин заключается в том, что было трудно совместить образ современной Швеции с колониализмом и рабством. Только в последние десятилетия историки начали изучать то, как обращались с чернокожим населением в шведской колонии». 

Первое комплексное исследование шведской работорговли было опубликовано в 2016 году. Оно охватывает период с 1785 по 1830 гг., и в нем говорится о 90 невольничьих судах, связанных со шведской колонией. В нем также засвидетельствовано, что при участии Швеции на острова Карибского бассейна из Африки перевезли от 8 до 10 тыс. рабов. Реальная цифра, как считает Фредрик Томассон, должна быть несколько выше.

История шведского Сен-Бартелеми также является спорной темой в Риксдаге – шведском парламенте. С 2001 по 2020 год депутаты от разных политических партий пятнадцать раз поднимали вопрос Сен-Бартелеми. Среди прочего предлагали включить историю колонии и информацию о работорговле в программу начальной школы. Все эти предложения были отклонены большинством голосов. 

В ряде стран, занимавшихся работорговлей и использовавших рабский труд, день отмены рабства стал мемориальной датой. В одном из обращений к Риксдагу предлагалось объявить и 9 октября Национальным днем ​​памяти жертв шведской трансатлантической работорговли, – но безуспешно. Тем не менее 9 октября Днем отмены шведского рабства объявила Франция. С 2012 года он ежегодно отмечается на Сен-Бартелеми.

Back To Top