Ежегодно 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка (International Mother Language Day). Он был провозглашен на Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается во всем мире с 2000 года в целях поощрения языкового и культурного разнообразия и многоязычия.
Генеральная Ассамблея ООН приветствовала провозглашение этого дня в своей резолюции 2002 года.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали. Протестующие требовали признать его одним из государственных языков страны.
Родной язык – это выражение самосознания и связи поколений. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для народа. Языки содержат в себе совокупность приобретенных знаний. Так, некоторые из них неповторимым образом описывают определенную среду, например, амазонские джунгли, отмечают свойства лечебных трав или содержат сведения по астрономии.
Языки играют важнейшую роль для обеспечения самобытности человека и групп людей и их мирного сосуществования. Они служат одним из стратегических факторов прогресса в достижении устойчивого развития и гармонических взаимоотношений между глобальными и местными условиями. Лишь всестороннее принятие многоязычия даст всем языкам возможность обрести свое место в мире, охваченном процессами глобализации.
Ежегодно Международный день родного языка посвящается определенной теме.
В 2023 году его тема: «Многоязычное образование – необходимость трансформации образования». Многоязычное образование на основе родного языка облегчает доступ к обучению и вовлечение в него групп населения, говорящих на недоминирующих языках, языках меньшинств и языках коренных народов.
21 февраля на мероприятии ЮНЕСКО будет рассмотрен потенциал многоязычия для преобразования образования с точки зрения обучения в течении всей жизни и в различных контекстах.
Будут затронуты три темы: укрепление многоязычного образования как необходимость для трансформации образования в многоязычных контекстах, начиная с дошкольного образования и далеко за его пределами; поддержка обучения посредством многоязычного образования и развития многоязычия в наших быстро меняющихся глобальных условиях и в кризисных ситуациях, включая чрезвычайные ситуации; возрождение языков, которые исчезают или находятся под угрозой исчезновения.
Своей резолюцией от 18 декабря 2019 года Генассамблея ООН также провозгласила 2022-2032 годы Международным десятилетием языков коренных народов мира, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблеме катастрофической утраты многих языков коренных народов и мобилизовать заинтересованные стороны и ресурсы для их сохранения, возрождения и продвижения. 28 февраля 2020 года в Мехико (Мексика) участники мероприятия высокого уровня «Проведение Десятилетия действий в интересах языков коренных народов» опубликовали стратегическую дорожную карту Десятилетия, где главное внимание уделено расширению прав и возможностей носителей языков коренных народов. Более 500 участников из 50 стран, в том числе министры, лидеры коренных народов, исследователи, государственные и частные партнеры, а также другие заинтересованные стороны и эксперты, приняли Лос-Пиносскую декларацию под лозунгом «Не делайте ничего для нас без нас».
В настоящее время 40% населения мира не имеет доступа к образованию на родном языке или том, который понимает. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и государственной сфере. При этом, по данным ЮНЕСКО, как минимум 40% из более чем 6700 языков находятся под угрозой исчезновения в долгосрочной перспективе из-за нехватки их носителей. Кроме того, менее 2% языков имеют реальное присутствие в Интернете, включая локализованное программное обеспечение и веб-сайты, услуги перевода и преобразования текста в речь и алгоритмы модерации контента.
Согласно методологии Всемирного атласа языков (World Atlas of Languages) существует 8324 языка, разговорных или жестовых, которые задокументированы правительствами, государственными учреждениями и академическими кругами. Из них около 7000 языков все еще используются.