Кому-то трудно в это поверить, но в Африке есть электромобили собственной разработки, и уже давно. Речь о Kiira Motors Corporation (KMC) — угандийской госкомпании, которая занимается производством автомобилей и автобусов. 96% предприятия принадлежит государству, остальные 4% — Университету Макерере, который стал колыбелью для НИОКР.
Как студенты-технари поверили в себя
История предприятия уходит в далёкий уже 2007 год. Массачусетский технологический институт кинул клич на весь мир, объявив, так сказать, челлендж на создание 5-местного электрического гибрида Vision 200 для рынка Индии. В результате над проектом трудился международный концорциум из 31 университета и колледжа. Единственным африканским участником этой работы был Университет Макерере.
Команда ребят с его технологического факультета (сегодня это Колледж инженерии, дизайна, искусства и технологий) отвечала за проектирование и интеграцию маломощной электроники и сетевых систем передачи данных. Попробовали — и справились.
Бесценный опыт, полученный при работе над передовым проектом в области мирового автомобилестроения трансформировался в сновную национальную инициативу Уганды в области автомобилестроения. Откладывать планы по созданию своего автомобиля в долгий ящик не стали. Уже в конце 2008-го при университете задумали создать Центр исследований транспортных технологий (CRTT).
Премьеры концептов с частотой китайского автопрома
Важно, что своей целью угандийские специалисты поставили создание не просто «хотя бы какого-нибудь» автомобиля, а передового автомобиля. Перед заработавшим ровно 13 лет назад в Кампале CRTT стояла стратегическая задача по продвижению исследований и инноваций в транспортных технологиях на суше, в воздухе и море с акцентом на зелёные решения для автопрома.
Kiira EV, первый электромобиль в Африке, был построен командой CRTT в рамках Kiira Electric Vehicle Project и официально презентован президентом Республики Уганда Йовери Мусевени 24 ноября 2011 года:
ФОТО: KIIRA MOTORS CORPORATION
С батареей ёмкостью 40 Ач и напряжением 207 В Kiira EV проезжает 80 км после полной зарядки и развивает максимальную скорость 100 км/ч. По словам разработчиков, этого достаточно для «пригородного студенческого автомобиля».
ФОТО: KIIRA MOTORS CORPORATION
Kiira EV подзаряжается от стандартной домашней розетки, то есть не требует создания специальной зарядной инфраструктуры. Зарядка батареи с помощью однофазного зарядного устройства с напряжением 13 А/220 В занимает около 5,5 часов. Длина двухместного трёхдверного автомобиля — 3 метра, ширина — 1,6 метра. Минус машины — цена 35 тыс. долларов.
ФОТО: KIIRA MOTORS CORPORATION
В 2014-м разработчики Kiira Motors Corporation представили четырёхместный гибрид представительского класса Kiira EVS. Он оснащён 2,0-литровым бензиновым двигателем, 5-ступенчатой автоматической коробкой передач, имеет изысканную внутреннюю отделку бежевого цвета:
В 2016-м был представлен первый в Африке электрический автобус на солнечных батареях Kayoola Solar Bus:
ФОТО: KIIRA MOTORS CORPORATION
Частота премьер новых разработок напоминает работу какого-нибудь китайского производителя. Но речь-то идёт об Уганде и о людях, которые впервые создавали платформы для новых машин и автобусов.
Объёмы выпуска невелики, но это только начало
Кабинет министров Уганды 9 апреля 2018 года утвердил дорожную карту коммерциализации проекта электромобиля Kiira. В 2019-м стартовало строительство автомобильного завода Kiira мощностью 5000 единиц продукции в год. Производитель заявил о планах закупать до 90% комплектующих в Уганде. По оценкам, работа завода за полную мощность создаёт более 2000 прямых и 12000 косвенных рабочих мест.
В 2021 году президент Уганды Мусевени распорядился прекратить импорт полностью собранных автобусов в Уганду. С сентября 2022 года Kiira Motor Corporation начала поставлять пилотные партии автобусов компании Tondeka Metro Bus Service для создания скоростного сообщения в Кампале. Долгосрочный план состоит в том, чтобы уменьшить загрязнение воздуха в столице Уганды.
Ещё один продукт KMC — это полностью электрический низкопольный городской автобус Kayoola EVS с запасом хода 300 км после полной зарядки, вмещающий 90 пассажиров:
ФОТО: KIIRA MOTORS CORPORATION
Есть в линейке производителя и междугородний автобус премиум-класса Kayoola Coach, который производится как с электрическим, так и с дизельным моторами. Kayoola Diesel Coach оснащён 6-цилиндровым двигателем Cummins с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 375 л.с., способным развивать максимальную скорость 140 км/ч:
ФОТО: KIIRA MOTORS CORPORATION
Угандийские СМИ писали о старте серийного производства электромобилей на заводе Kiira Motors Corporation в ноябре 2023 года, а также о его возможностях собирать по 20 автобусов в день.
https://africa.tsargrad.tv/articles/kiira-motors-na-chto-sposobny-jelektromobili-iz-afriki_963143