Выставки

В РФ появится Музей культуры стран Африки; другие музеи изучают запасники и устраивают выставки африканского искусства.

 

 В Петербурге открылся музей «Дом Африки Северо-Запад».

Несмотря на географическое положение, с Африкой Россию (и особенно Петербург) связывает давняя дружба, подкрепленная интересом к культуре и истории друг друга. Более того, все первые эпизоды российско-африканских контактов проходили именно на берегах Невы. А во время второго саммита Россия — Африка в Северной столице открылся «Дом Африки Северо-Запад» — он станет центром развития дипломатических, культурно-образовательных, деловых и общественных связей и послужит укреплению сотрудничества наших стран.

Время первых
Первая ассоциация с Африкой, которая приходит в голову любому петербуржцу, египетские сфинксы на Университетской набережной. Но этими фантастическими существами африкано-петербургские связи не ограничиваются, свидетельством чему многочисленные архивные документы, фотографии, плакаты, представленные на выставке «Санкт-Петербург — Африка. Контуры взаимодействия».

Экспозиция включает пятнадцать тематических блоков, которые рассказывают, как Петербург на протяжении своей истории взаимодействовал со странами Африки.

— Приобретение первых музейных коллекций, установление и налаживание дипломатических контактов, начало обучения африканских студентов, выступления первых спортсменов с континента и многие другие эпизоды российско-африканских контактов проходили именно на берегах Невы, — рассказала куратор выставки Валерия Александрова. — В списке выставочных экспонатов интересная информация о появлении в Петербурге первых африканцев — «арапов», или чернокожих слуг, которых привозили из Константинополя, куда они попадали как рабы. В России они могли сделать неплохую карьеру. Одним из таких арапов был предок Александра Пушкина — Абрам Ганнибал. Не менее интересны документы о путешествиях русских по Восточной Африке, о визитах в наш город лидеров государств Африки и дипломатических представительствах в нем африканских государств.

Действительно, контакты Северной столицы и Африки многообразны, хотя и не всегда на виду. Например, в Алжире помнят и ценят помощь Ленинградского института текстильной и легкой промышленности при создании первого вуза, в Египте — работу ленинградских инженеров над проектом строительства Асуанской ГЭС.

Один из наиболее посещаемых стендов выставки посвящен африканским животным в Ленинградском зоопарке. Любопытно увидеть фотографию 1956 года, запечатлевшую прибытие жирафов из Восточной Африки на Варшавский вокзал в Ленинграде. Мальчик и Жульетта прожили 27 и 28 лет, соответственно, установив мировой рекорд по продолжительности жизни и по количеству жирафят, которых родили за это время. Сейчас в нашем Зоопарке живет их правнучка Софья.

Не менее интересны истории научной африканистики. Например, о знаменитом генетике Николае Вавилове — первом российском ученом, организовавшем экспедиции по Эфиопии, где он собрал крупнейшую коллекцию уникальных образцов семян твердой пшеницы. Благодаря этим семенам были выведены лучшие отечественные ­сорта злаковых.

Африка детскими глазами
Важной сферой взаимодействия России и Африки было и остается образование. Сегодня в российских вузах обучаются почти 35 тысяч африканских студентов. Квота на обучение для них за счет средств федерального бюджета за три последних года увеличилась в два с половиной раза и составит с 1 сентября более 4,7 тыс. человек.

Только в Петербурге сейчас ­обучаются почти две тысячи студентов и аспирантов из стран Африки, из них около 600 человек — по квотам Минобрнауки России. Анонсировано и открытие в Африке филиалов ведущих российских вузов. Обсуждается создание на континенте школ с преподаванием предметов на русском языке.

С каждым годом между Россией и Африкой становится больше и молодежных обменов. Представители африканских стран регулярно посещают нашу страну по программе краткосрочных ознакомительных поездок, в частности, в рамках проекта «Новое поколение» для молодых представителей политических, общественных, научных, деловых кругов. Поддерживаются и связи с африканцами, получившими образование в России.

На недавнем экономическом и гуманитарном форуме Россия — Африка состоялась также презентация Всемирного фестиваля молодежи, он пройдет в марте будущего года в Сочи. В нем примут участие 20 тысяч молодых лидеров в сфере бизнеса, медиа, образования, науки, международного сотрудничества, культуры, волонтерства, благотворительности, спорта, различных сфер жизни, около половины — из‑за рубежа. Впервые в истории фестивального движения среди участников будут подростки от 14 до 17 лет — около полутысячи из России и столько же иностранных.

Также представлены Всемирные игры дружбы, которые с 15 по 29 сентября 2024 года будут принимать Москва и Екатеринбург. В программе соревнования по 27 видам спорта. Кроме того, спорт­сменов из Африки пригласили принять участие в феврале-марте следующего года в Казани в «Играх будущего» — они представляют собой уникальную комбинацию динамичных спортивных дисциплин с самыми популярными видеоиграми и технологическими устройствами.

Российская молодежь тоже интересуется Африканским континентом. В рамках культурной программы саммита открылась выставка работ международного конкурса детского рисунка «Россия — Африка». На конкурс было представлено более тысячи работ. В числе победителей оказалась юная художница Виктория Козлова из Донецкой области.

— До конкурса я об Африке знала немного, — поделилась Виктория. — Потом мой преподаватель показал видео народных африканских танцев, они вдохновили меня на соз­дание рисунка «Женщины Сенегала». Меня зарядил ритм музыки, яркость, насыщенность каждого момента движений, через которые передается открытость и жизнелюбие этого народа. Мне захотелось узнать об Африке больше, появилась мечта побывать там.

«Бабук» под дождем
В дни саммита африканские танцоры зажигали под ритмы национальных музыкальных инструментов на многих культурных площадках Петербурга.

— Инструменты — барабаны и маракасы, изготовленные из натуральных дерева и кожи, мы привезли из Африки, — объяснил руководитель коллектива «Африканское шоу Бабук» Серж Кенне. — Мы не профессионалы, танцуем для души, чтобы поднять настроение себе и другим, показать нашу культуру. В Африке все танцуют чуть ли не с рождения — так же как в России катаются на коньках. Танцы для нас — это образ жизни. Зачастую их используют не для развлечения, а для проведения ритуалов. Африканцы танцуют на главных праздниках — например, свадьба, рождение ребенка. Если человек умирает не молодым, а прожив долгую жизнь, то это тоже считается праздником.

Серж родился в Камеруне. В Петербурге учился в вузе, по окончании решил остаться у нас.

— Город очень красивый, ходишь по улицам — словно в музее. Мне все здесь нравится, кроме… погоды, — признался он.

А другая участница коллектива — студентка медицинского вуза Раима Канза — в Северную столицу при­ехала из Конго.

— Конечно, мерзну, — с улыбкой ответила она на мой вопрос о восприятии петербургского климата. — Но я купила теплую одежду, и Петербург стал теплее. Из местных блюд мне очень понравились русские пирожки — у нас такого нет. А вот фруктов здесь мало. У меня на родине их намного больше, и они слаще.

Мода на доверие
Примечательно, что даже зимнюю одежду африканские студенты-танцоры выбрали яркой расцветки. А изюминкой саммита Россия — Африка стал необычный дресс-код гостей с Африканского континента — на их национальные одежды завистливо оглядывались не только любители моды, но и приверженцы официальных строгих костюмов. Детали этой одежды обсудили на паблик-токе «Арт и мода. Африка и Россия. Пути пересечения», который состоялся в рамках фестиваля африканской культуры «Африка. Вместе в будущее».

Африканская мода очень многогранна. В каждой стране континента свой стиль. Например, в Танзании и Кении наряжаются в кангу — одежду наподобие индийского сари или японского кимоно. Канга представляет собой прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани с ярким рисунком и каймой с четырех сторон. На кангу, как и на наши футболки, наносится какое‑нибудь изречение на языке суахили — таким образом африканские женщины, в прошлом бесправные, намекали окружающим на свои мысли и чувства.

В Алжире, Марокко и Тунисе носят традиционную берберскую одежду — джеллабу. Это длинный халат свободного покроя с рукавами и остроконечным капюшоном. У некоторых берберских племен цвет одеяния показывают семейный статус. Так, джеллаба темно-коричневого цвета предназначена для холостяков.

Традиционная одежда Сенегала и Мали — халат «унисекс» буба. Его изготавливают, складывая ткань пополам, вырезая горловину и сшивая стороны наполовину, чтобы рукава ниспадали по бокам. А эффектно накрученный на голове африканских дам кусок яркой ткани называется геле. Геле заворачивают самостоятельно, но в особых торжественных случаях для этого требуется посторонняя помощь.

В последние годы в Африке наблюдается всплеск дизайнерского творчества. Африканские модельеры получили известность на мировом рынке. В тренде афромоды — антиколониальные мотивы, феминизм, идея осознанного потребления. Например, в модели одной из коллекций дизайнера из ЮАР Тэбе Магугу были встроены чипы с информацией о том, как, кем и в каких условиях создавалась коллекция. С тем чтобы привлечь внимание к тяжелому положению в обществе южноафриканских женщин.

Что касается российских, в том числе петербургских, дизайнеров, то они с удовольствием используют африканские мотивы в своих коллекциях. Однако, как заметили эксперты, делают это поверхностно, не вникая в их глубинный смысл.

— Африканцы ближе к своей этнографии, они чувствуют корни и бережнее относятся к своему культурному коду, чем мы, — уверяет стилист Анна Рыкова. — И, возможно, посмотрев на них, мы придем к тому, что и наша исконная культура вернется к нам.

— Наша культура сформирована в рамках европейских традиций, поэтому русские привыкли к европейскому взгляду на мир, где эталоном считаются европейские бренды, — объяснила историк моды, культуролог Мэган Виртанен. — Африка предлагает принципиально другую картину, которая не раскладывается по привычной схеме. Африканскую моду россияне пока не знают, ее еще предстоит открыть. Перспективы у этой моды в России есть, так как у нашей страны с Африкой много пересечений. Нам тоже нравятся яркость, цвет, вышивка, отделка.

В подтверждение этих слов директор сенегальского департамента кинематографии Жермен Коли обратил внимание на свою рубашку с национальной африканской вышивкой, а заодно пригласил российских кинематографистов к участию в фестивале короткометражного кино Dakar Court в декабре в Дакаре.

— Когда я собирался в Россию, думал, что замерзну, и мне придется общаться с мрачными, зажатыми людьми, — разоткровенничался он. — Но оказалось, что в Петербурге тоже светит солнце, и люди здесь открытые и доброжелательные. Из этого можно сделать вывод — чтобы понимать друг друга, нужно доверять и чаще встречаться.

________________________________________________________________

В Петербурге открылась выставка работ молодых художников, посвященная Нигерии в музее современного искусства «Артмуза» в Санкт-Петербурге 

Молодые художники из России и Нигерии представили свои произведения, отражая культурное богатство и магию этого загадочного континента.

Выставка «Сны о Нигерии», собравшая вместе работы молодых российских и нигерийских художников, открылась в музее современного искусства «Артмуза» в Санкт-Петербурге. Экспозиция проходит в рамках саммита Россия — Африка и организована совместно с посольством Нигерии в Москве

«Свое видение этой самой населенной африканской страны предлагают нам молодые российские и нигерийские художники. Выставка является своеобразным смотром конкурса «Как я представляю Нигерию», который уже во второй раз проводится в контексте культурного сотрудничества двух стран»

Авторами работ являются молодые российские художники, студенты Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, а также Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова. Темы и сюжеты их работ включают в себя святость, труд материнства, женскую красоту и любовь. Работы относятся к разным жанрам: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовые сцены; неоднородна и техника — масло, пастель, графика, линогравюра.

Вместе с живописными полотнами посетители выставки могут увидеть также скульптуру малых форм, картины из нитей, коллекцию костюмов с этническими мотивами, сшитых из нигерийских тканей. Как отмечают организаторы, российские авторы, изображая Нигерию, черпали вдохновение в изучении фото-, видео- и текстовых материалов, а также в рассказах тех, кто жил и работал в этой стране в советские годы.

В экспозиции также представлены работы нигерийских художников, они помогают дополнить и усилить образ Африки. 

? Не упустите возможность забрать кусочек магии Африки с собой — выставка открыта до 1 октября.

____________________________________________________________

    В Москве открылась фотовыставка о саммите Россия — Африка
Фотографии рассказывают о знаковых событиях его деловой, культурной и спортивной программ
Выставка фотографий ТАСС, посвященная второму саммиту и экономическому и гуманитарному форуму Россия — Африка, открылась сегодня перед штаб-квартирой агентства в Москве. Снимки фотокорреспондентов рассказывают о ключевых событиях этого масштабного международного мероприятия, которое прошло 27-28 июля в Санкт-Петербурге.
На выставке можно увидеть фотографии выступления президента России Владимира Путина на пленарном заседании саммита, на торжественном приеме в честь глав делегаций и другие моменты. Снимки ТАСС также рассказывают об интересе африканских гостей к экспозициям и продукции российских компаний, культурным и спортивным событиям. Среди них арт-проект «Как я представляю Нигерию» на Большой Морской улице и гала-матч по футболу между командами России и Африки на стадионе «Петровский».
В экспозицию вошли кадры с медиафорума с участием руководителей информагентств и медиакорпораций из африканских стран, который ТАСС провел в рамках саммита. Зрители увидят фотографии с панельной сессии «Преодоление стереотипов. Роль медиа в формировании позитивного имиджа», а также со стенда агентства, открытого на площадке саммита Россия — Африка. Здесь были подписаны меморандумы о сотрудничестве ТАСС с рядом информационных агентств стран Африканского континента.
ТАСС выступил информационным партнером и официальным фотохост-агентством второго саммита и экономического и гуманитарного форума Россия — Африка. В фотобанке саммита было опубликовано почти 3 тыс. фотографий, отражающих все многообразие его мероприятий.

__________________________________________

 Первая масштабная выставка современного африканского искусства в Санкт-Петербурге, в центральном выставочном зале «Манеж» «Перевернутое Сафари. Современное искусство Африки» объединила работы 49 африканских и 14 российских художников, подлинные артефакты стран Африки. Среди более 300 представленных на выставке предметов искусства — живопись, скульптура, фотография, в том числе 9 видеоработ и 3 масштабные инсталляции, созданные специально для этого проекта.

Back To Top