В Петербурге открылся музей «Дом Африки Северо-Запад».
Несмотря на географическое положение, с Африкой Россию (и особенно Петербург) связывает давняя дружба, подкрепленная интересом к культуре и истории друг друга. Более того, все первые эпизоды российско-африканских контактов проходили именно на берегах Невы. А во время второго саммита Россия — Африка в Северной столице открылся «Дом Африки Северо-Запад» — он станет центром развития дипломатических, культурно-образовательных, деловых и общественных связей и послужит укреплению сотрудничества наших стран.
Время первых
Первая ассоциация с Африкой, которая приходит в голову любому петербуржцу, египетские сфинксы на Университетской набережной. Но этими фантастическими существами африкано-петербургские связи не ограничиваются, свидетельством чему многочисленные архивные документы, фотографии, плакаты, представленные на выставке «Санкт-Петербург — Африка. Контуры взаимодействия».
Экспозиция включает пятнадцать тематических блоков, которые рассказывают, как Петербург на протяжении своей истории взаимодействовал со странами Африки.
— Приобретение первых музейных коллекций, установление и налаживание дипломатических контактов, начало обучения африканских студентов, выступления первых спортсменов с континента и многие другие эпизоды российско-африканских контактов проходили именно на берегах Невы, — рассказала куратор выставки Валерия Александрова. — В списке выставочных экспонатов интересная информация о появлении в Петербурге первых африканцев — «арапов», или чернокожих слуг, которых привозили из Константинополя, куда они попадали как рабы. В России они могли сделать неплохую карьеру. Одним из таких арапов был предок Александра Пушкина — Абрам Ганнибал. Не менее интересны документы о путешествиях русских по Восточной Африке, о визитах в наш город лидеров государств Африки и дипломатических представительствах в нем африканских государств.
Действительно, контакты Северной столицы и Африки многообразны, хотя и не всегда на виду. Например, в Алжире помнят и ценят помощь Ленинградского института текстильной и легкой промышленности при создании первого вуза, в Египте — работу ленинградских инженеров над проектом строительства Асуанской ГЭС.
Один из наиболее посещаемых стендов выставки посвящен африканским животным в Ленинградском зоопарке. Любопытно увидеть фотографию 1956 года, запечатлевшую прибытие жирафов из Восточной Африки на Варшавский вокзал в Ленинграде. Мальчик и Жульетта прожили 27 и 28 лет, соответственно, установив мировой рекорд по продолжительности жизни и по количеству жирафят, которых родили за это время. Сейчас в нашем Зоопарке живет их правнучка Софья.
Не менее интересны истории научной африканистики. Например, о знаменитом генетике Николае Вавилове — первом российском ученом, организовавшем экспедиции по Эфиопии, где он собрал крупнейшую коллекцию уникальных образцов семян твердой пшеницы. Благодаря этим семенам были выведены лучшие отечественные сорта злаковых.
Африка детскими глазами
Важной сферой взаимодействия России и Африки было и остается образование. Сегодня в российских вузах обучаются почти 35 тысяч африканских студентов. Квота на обучение для них за счет средств федерального бюджета за три последних года увеличилась в два с половиной раза и составит с 1 сентября более 4,7 тыс. человек.
Только в Петербурге сейчас обучаются почти две тысячи студентов и аспирантов из стран Африки, из них около 600 человек — по квотам Минобрнауки России. Анонсировано и открытие в Африке филиалов ведущих российских вузов. Обсуждается создание на континенте школ с преподаванием предметов на русском языке.
С каждым годом между Россией и Африкой становится больше и молодежных обменов. Представители африканских стран регулярно посещают нашу страну по программе краткосрочных ознакомительных поездок, в частности, в рамках проекта «Новое поколение» для молодых представителей политических, общественных, научных, деловых кругов. Поддерживаются и связи с африканцами, получившими образование в России.
На недавнем экономическом и гуманитарном форуме Россия — Африка состоялась также презентация Всемирного фестиваля молодежи, он пройдет в марте будущего года в Сочи. В нем примут участие 20 тысяч молодых лидеров в сфере бизнеса, медиа, образования, науки, международного сотрудничества, культуры, волонтерства, благотворительности, спорта, различных сфер жизни, около половины — из‑за рубежа. Впервые в истории фестивального движения среди участников будут подростки от 14 до 17 лет — около полутысячи из России и столько же иностранных.
Также представлены Всемирные игры дружбы, которые с 15 по 29 сентября 2024 года будут принимать Москва и Екатеринбург. В программе соревнования по 27 видам спорта. Кроме того, спортсменов из Африки пригласили принять участие в феврале-марте следующего года в Казани в «Играх будущего» — они представляют собой уникальную комбинацию динамичных спортивных дисциплин с самыми популярными видеоиграми и технологическими устройствами.
Российская молодежь тоже интересуется Африканским континентом. В рамках культурной программы саммита открылась выставка работ международного конкурса детского рисунка «Россия — Африка». На конкурс было представлено более тысячи работ. В числе победителей оказалась юная художница Виктория Козлова из Донецкой области.
— До конкурса я об Африке знала немного, — поделилась Виктория. — Потом мой преподаватель показал видео народных африканских танцев, они вдохновили меня на создание рисунка «Женщины Сенегала». Меня зарядил ритм музыки, яркость, насыщенность каждого момента движений, через которые передается открытость и жизнелюбие этого народа. Мне захотелось узнать об Африке больше, появилась мечта побывать там.
«Бабук» под дождем
В дни саммита африканские танцоры зажигали под ритмы национальных музыкальных инструментов на многих культурных площадках Петербурга.
— Инструменты — барабаны и маракасы, изготовленные из натуральных дерева и кожи, мы привезли из Африки, — объяснил руководитель коллектива «Африканское шоу Бабук» Серж Кенне. — Мы не профессионалы, танцуем для души, чтобы поднять настроение себе и другим, показать нашу культуру. В Африке все танцуют чуть ли не с рождения — так же как в России катаются на коньках. Танцы для нас — это образ жизни. Зачастую их используют не для развлечения, а для проведения ритуалов. Африканцы танцуют на главных праздниках — например, свадьба, рождение ребенка. Если человек умирает не молодым, а прожив долгую жизнь, то это тоже считается праздником.
Серж родился в Камеруне. В Петербурге учился в вузе, по окончании решил остаться у нас.
— Город очень красивый, ходишь по улицам — словно в музее. Мне все здесь нравится, кроме… погоды, — признался он.
А другая участница коллектива — студентка медицинского вуза Раима Канза — в Северную столицу приехала из Конго.
— Конечно, мерзну, — с улыбкой ответила она на мой вопрос о восприятии петербургского климата. — Но я купила теплую одежду, и Петербург стал теплее. Из местных блюд мне очень понравились русские пирожки — у нас такого нет. А вот фруктов здесь мало. У меня на родине их намного больше, и они слаще.
Мода на доверие
Примечательно, что даже зимнюю одежду африканские студенты-танцоры выбрали яркой расцветки. А изюминкой саммита Россия — Африка стал необычный дресс-код гостей с Африканского континента — на их национальные одежды завистливо оглядывались не только любители моды, но и приверженцы официальных строгих костюмов. Детали этой одежды обсудили на паблик-токе «Арт и мода. Африка и Россия. Пути пересечения», который состоялся в рамках фестиваля африканской культуры «Африка. Вместе в будущее».
Африканская мода очень многогранна. В каждой стране континента свой стиль. Например, в Танзании и Кении наряжаются в кангу — одежду наподобие индийского сари или японского кимоно. Канга представляет собой прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани с ярким рисунком и каймой с четырех сторон. На кангу, как и на наши футболки, наносится какое‑нибудь изречение на языке суахили — таким образом африканские женщины, в прошлом бесправные, намекали окружающим на свои мысли и чувства.
В Алжире, Марокко и Тунисе носят традиционную берберскую одежду — джеллабу. Это длинный халат свободного покроя с рукавами и остроконечным капюшоном. У некоторых берберских племен цвет одеяния показывают семейный статус. Так, джеллаба темно-коричневого цвета предназначена для холостяков.
Традиционная одежда Сенегала и Мали — халат «унисекс» буба. Его изготавливают, складывая ткань пополам, вырезая горловину и сшивая стороны наполовину, чтобы рукава ниспадали по бокам. А эффектно накрученный на голове африканских дам кусок яркой ткани называется геле. Геле заворачивают самостоятельно, но в особых торжественных случаях для этого требуется посторонняя помощь.
В последние годы в Африке наблюдается всплеск дизайнерского творчества. Африканские модельеры получили известность на мировом рынке. В тренде афромоды — антиколониальные мотивы, феминизм, идея осознанного потребления. Например, в модели одной из коллекций дизайнера из ЮАР Тэбе Магугу были встроены чипы с информацией о том, как, кем и в каких условиях создавалась коллекция. С тем чтобы привлечь внимание к тяжелому положению в обществе южноафриканских женщин.
Что касается российских, в том числе петербургских, дизайнеров, то они с удовольствием используют африканские мотивы в своих коллекциях. Однако, как заметили эксперты, делают это поверхностно, не вникая в их глубинный смысл.
— Африканцы ближе к своей этнографии, они чувствуют корни и бережнее относятся к своему культурному коду, чем мы, — уверяет стилист Анна Рыкова. — И, возможно, посмотрев на них, мы придем к тому, что и наша исконная культура вернется к нам.
— Наша культура сформирована в рамках европейских традиций, поэтому русские привыкли к европейскому взгляду на мир, где эталоном считаются европейские бренды, — объяснила историк моды, культуролог Мэган Виртанен. — Африка предлагает принципиально другую картину, которая не раскладывается по привычной схеме. Африканскую моду россияне пока не знают, ее еще предстоит открыть. Перспективы у этой моды в России есть, так как у нашей страны с Африкой много пересечений. Нам тоже нравятся яркость, цвет, вышивка, отделка.
В подтверждение этих слов директор сенегальского департамента кинематографии Жермен Коли обратил внимание на свою рубашку с национальной африканской вышивкой, а заодно пригласил российских кинематографистов к участию в фестивале короткометражного кино Dakar Court в декабре в Дакаре.
— Когда я собирался в Россию, думал, что замерзну, и мне придется общаться с мрачными, зажатыми людьми, — разоткровенничался он. — Но оказалось, что в Петербурге тоже светит солнце, и люди здесь открытые и доброжелательные. Из этого можно сделать вывод — чтобы понимать друг друга, нужно доверять и чаще встречаться.
________________________________________________________________
В Петербурге открылась выставка работ молодых художников, посвященная Нигерии в музее современного искусства «Артмуза» в Санкт-Петербурге
Молодые художники из России и Нигерии представили свои произведения, отражая культурное богатство и магию этого загадочного континента.
Выставка «Сны о Нигерии», собравшая вместе работы молодых российских и нигерийских художников, открылась в музее современного искусства «Артмуза» в Санкт-Петербурге. Экспозиция проходит в рамках саммита Россия — Африка и организована совместно с посольством Нигерии в Москве
«Свое видение этой самой населенной африканской страны предлагают нам молодые российские и нигерийские художники. Выставка является своеобразным смотром конкурса «Как я представляю Нигерию», который уже во второй раз проводится в контексте культурного сотрудничества двух стран»
Авторами работ являются молодые российские художники, студенты Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, а также Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова. Темы и сюжеты их работ включают в себя святость, труд материнства, женскую красоту и любовь. Работы относятся к разным жанрам: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовые сцены; неоднородна и техника — масло, пастель, графика, линогравюра.
Вместе с живописными полотнами посетители выставки могут увидеть также скульптуру малых форм, картины из нитей, коллекцию костюмов с этническими мотивами, сшитых из нигерийских тканей. Как отмечают организаторы, российские авторы, изображая Нигерию, черпали вдохновение в изучении фото-, видео- и текстовых материалов, а также в рассказах тех, кто жил и работал в этой стране в советские годы.
В экспозиции также представлены работы нигерийских художников, они помогают дополнить и усилить образ Африки.
? Не упустите возможность забрать кусочек магии Африки с собой — выставка открыта до 1 октября.
____________________________________________________________
В Москве открылась фотовыставка о саммите Россия — Африка
Фотографии рассказывают о знаковых событиях его деловой, культурной и спортивной программ
Выставка фотографий ТАСС, посвященная второму саммиту и экономическому и гуманитарному форуму Россия — Африка, открылась сегодня перед штаб-квартирой агентства в Москве. Снимки фотокорреспондентов рассказывают о ключевых событиях этого масштабного международного мероприятия, которое прошло 27-28 июля в Санкт-Петербурге.
На выставке можно увидеть фотографии выступления президента России Владимира Путина на пленарном заседании саммита, на торжественном приеме в честь глав делегаций и другие моменты. Снимки ТАСС также рассказывают об интересе африканских гостей к экспозициям и продукции российских компаний, культурным и спортивным событиям. Среди них арт-проект «Как я представляю Нигерию» на Большой Морской улице и гала-матч по футболу между командами России и Африки на стадионе «Петровский».
В экспозицию вошли кадры с медиафорума с участием руководителей информагентств и медиакорпораций из африканских стран, который ТАСС провел в рамках саммита. Зрители увидят фотографии с панельной сессии «Преодоление стереотипов. Роль медиа в формировании позитивного имиджа», а также со стенда агентства, открытого на площадке саммита Россия — Африка. Здесь были подписаны меморандумы о сотрудничестве ТАСС с рядом информационных агентств стран Африканского континента.
ТАСС выступил информационным партнером и официальным фотохост-агентством второго саммита и экономического и гуманитарного форума Россия — Африка. В фотобанке саммита было опубликовано почти 3 тыс. фотографий, отражающих все многообразие его мероприятий.
__________________________________________
Первая масштабная выставка современного африканского искусства в Санкт-Петербурге, в центральном выставочном зале «Манеж» «Перевернутое Сафари. Современное искусство Африки» объединила работы 49 африканских и 14 российских художников, подлинные артефакты стран Африки. Среди более 300 представленных на выставке предметов искусства — живопись, скульптура, фотография, в том числе 9 видеоработ и 3 масштабные инсталляции, созданные специально для этого проекта.