Магнус Килландер, эксперт по международному праву, профессор Центра по правам человека юридического факультета Университета Претории рассказал, чего ожидать от резонансного судебного процесса ЮАР против Израиля. В своей статье для издания The Conversation юрист полагает, что Международный суд ООН примет временные меры, причём необязательно те, что запрашивает ЮАР, требующая немедленного прекращения военных действий в Газе. О немедленном признании действий Израиля в Газе речи тем более не идёт.
Международный суд ООН (ICJ) проведёт публичные слушания 11-12 января во Дворце мира в Гааге, резиденции суда (на фото), по делу, возбуждённому Южной Африкой против Израиля. ЮАР обвинила Израиль в нарушении Конвенции о геноциде 1948 года в ходе военных бомбардировок и осады Газы, которые начались после смертоносного нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября. И Израиль, и Южная Африка ратифицировали Конвенцию о геноциде.
Международный суд ООН — наиболее известный из международных судов и широко рассматривается как наиболее авторитетный, поскольку является единственным судебным органом, предусмотренным Уставом Организации Объединенных Наций. Он обладает общей юрисдикцией, а не ограничивается конкретными областями права, такими как Международный трибунал по морскому праву или региональные суды по правам человека, такие как Африканский суд по правам человека и народов.
Международный суд следует отличать от Международного уголовного суда (МУС), который также находится в Гааге. Международный уголовный суд может выносить обвинительные приговоры отдельным лицам за такие нарушения, как геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Напротив, Международный суд имеет дело только с ответственностью государств за нарушения международного права, а не с привлечением к ответственности отдельных лиц. Параллельно с процессом в Международном суде прокурор МУС уже некоторое время расследует ситуацию в Палестине и может привлечь к ответственности лиц, предположительно ответственных за зверства, совершенные всеми сторонами конфликта.
Международный суд ООН может рассматривать дела, возбуждённые государствами («спорные дела»), и просьбы органов Организации Объединенных Наций, таких как Генеральная Ассамблея, о вынесении консультативных заключений. Международный суд вынес решения почти по 150 «спорным делам» начиная со своего первого решения в 1949 году и 27 консультативных заключений со времени своего первого консультативного заключения в 1948 году.
Первый раз дело о нарушении Конвенции о геноциде было передано в Международный суд в 1993 году Боснией против Югославии. Второе дело было подано в 2019 году Гамбией против Мьянмы. Третье дело было подано Украиной против России после начала СВО в феврале 2022 года.
Из этих дел Международный суд пока вынес окончательное решение только по боснийскому делу 2007 года, спустя 14 лет после возбуждения дела,
— указывает эксперт.
Однако Международный суд принял временные меры по всем делам, связанным с Конвенцией о геноциде, в течение нескольких месяцев после передачи дел в суд. Временные меры — это распоряжения суда о предотвращении непоправимого ущерба. Они обязывают государство-ответчика воздерживаться от определенных действий до вынесения судом окончательного решения. Временные меры по делу Мьянмы, принятые судом в январе 2020 года, запрещали государству, среди прочего, принимать меры против меньшинства рохинджа путём: (a) убийства членов группы; (b) причинения серьёзного телесного или психического вреда членам группы; (c) умышленнонр создания для группы условий жизни, рассчитанных на её полное или частичное физическое уничтожение; и (d) введения мер, направленных на предотвращение деторождения внутри группы.
Хотя после принятия временных мер число убийств рохинджа сократилось, их положение остаётся нестабильным как в Мьянме, так и в Бангладеш, где многие из них нашли убежище.
В постановлении о временных мерах по делу Украины против России от 2022 года Международный суд обязал Россию немедленно прекратить свои военные операции на Украине и обеспечить проведение военных операций любыми воинскими подразделениями или иррегулярными вооруженными формированиями. Однако СВО продолжается.
Для возбуждения дела должна быть существенная юрисдикционная основа. Это может быть, например, соглашение сторон или, как в обсуждаемом случае, то, что оба государства являются участниками многостороннего договора, который предусматривает рассмотрение споров между государствами-участниками Международным судом. Примером может служить статья IX Конвенции о геноциде.
Израиль ратифицировал Конвенцию о геноциде в 1950 году, а Южная Африка — в 1998 году. Палестина является участником Конвенции о геноциде с 2014 года и может подавать иски в Международный суд, но не сделала этого.
Государство, возбуждающее дело, как правило, должно быть заинтересовано в этом деле. Однако это не относится к определенным видам нарушений, в которых, как считается, заинтересованы все государства мира. Примеры включают предполагаемые нарушения Конвенции о геноциде и Конвенции против пыток. В своём решении по делу 2022 года против Мьянмы о предварительных возражениях Международный суд заявил, что любое государство может возбудить в нём дело в связи с предполагаемым нарушением другим государством, являющимся участником Конвенции о геноциде.
Первым шагом в рассмотрении дела является публичное слушание по временным мерам. Южной Африке и Израилю отводится по два часа каждому для представления своих аргументов по временным мерам. Решение о временных мерах обычно принимается в течение одного или двух месяцев после публичных слушаний.
Международный суд даёт лишь предварительную оценку делу, чтобы принять временные меры. Таким образом, даже если Международный суд примет временные меры против Израиля, из этого не обязательно следует, что суд — в своём окончательном решении — установит, что Израиль нарушил Конвенцию о геноциде.
После принятия решения о временных мерах Международный суд приступит к рассмотрению любых предварительных возражений, выдвинутых Израилем, например, обладает ли суд юрисдикцией рассматривать дело по существу и имеет ли Южная Африка право возбуждать дело.
Если предварительные возражения не увенчаются успехом, Международный суд вынесет решение по существу дела, в котором он определит, нарушил ли Израиль Конвенцию о геноциде. Процесс до вынесения окончательного решения занимает несколько лет. Во многих случаях окончательное решение занимает десятилетие или более.
Другие государства могут вмешаться в дело, как это сделали многие, например, в деле Украины против России.
Международный суд выносит декларативные постановления. В своём окончательном решении 2007 года по делу Босния против Сербии и Черногории Международный суд установил, что Сербия нарушила Конвенцию о геноциде, не предприняв действий по предотвращению геноцида в Сребренице и не передав Ратко Младича, который командовал армией боснийских сербов, совершавшей массовые убийства боснийских мирных жителей, Международному уголовному трибуналу для бывшей Югославии.
Другие заявления о геноциде были отклонены большинством членов суда. Суд постановил, что заявление о нарушении является достаточным средством правовой защиты и что суд не должен предоставлять никаких других средств правовой защиты в данном случае, таких как компенсация.
Постановления Международного суда обязательны для государств. Тем не менее, они часто игнорируются. Это соответствует общей сложности обеспечения соблюдения норм международного права, в частности международного права в области прав человека и международного гуманитарного права.
Временные меры, запрошенные Южной Африкой, включают в себя то, что Израиль должен приостановить военные действия в Газе, прекратить убийства палестинцев и предотвратить принудительное перемещение и лишение доступа к надлежащему продовольствию, воде, топливу, жилью и санитарии.
Международный суд может принять временные меры, отличные от запрошенных. Хотя очевидно, что предотвращение гуманитарной помощи, приводящей к голоду, принудительному перемещению и неизбирательным бомбардировкам, в совокупности с заявлениями израильских официальных лиц, может представлять собой нарушение Конвенции о геноциде, менее ясно, что именно означает, что Израиль не может предпринимать никаких военных действий против ХАМАСа,
— пишет Магнус Килландер.
Следуя своему собственному прецеденту в предыдущих делах по Конвенции о геноциде, представляется очевидным, что Международный суд должен принять временные меры. Какие такие меры примет суд, ещё предстоит выяснить.