РОССИЯ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ К ГЛОБАЛЬНОМУ ЮГУ: НАША СТРАНА БУДЕТ СОТРУДНИЧАТЬ С АФРИКОЙ В СФЕРЕ КИНО

На прошлой неделе — с 6 по 8 декабря — группа продюсеров из ЮАР и Мозамбика провела переговоры с русскими деятелями кино и поучаствовала в мероприятиях проекта Filming Locations in Russia, организованного Роскино. Как может выглядеть сотрудничество с африканскими странами — выяснял Царьград.

В этом году Роскино при поддержке Минкультуры России запустило новый проект — Filming Locations in Russia. Он должен убедить зарубежных кинематографистов выбирать места для съёмок в нашем Отечестве. Можно сказать, что Минкультуры с помощью Роскино пытается переориентировать русский кинорынок с Запада на другие части света. Так, наши кино- и анимационные компании после удачного участия в Дубайском международном рынке контента DICM 2023, устроенного тем же Роскино, ведут активные переговоры по продаже фильмов и их совместном производстве с представителями Ближнего Востока и Северной Африки. 

На прошлой неделе в заснеженной Москве высадился горячий кинодесант из Африки, в котором можно было увидеть директора компании Renewal Productions Брюса Франсуа Ретифа (ЮАР), владельца Moja Mediaи Мариуса Франсмана (ЮАР) и Габриэля Сальвадора Мондлане, президента киноассоциации Мозамбика. Конечно, они посетили Мосфильм, провели переговоры о производстве совместной продукции, а 8 декабря приняли участие в семинаре «Новые африканские реалии в зеркале культуры». Большую часть времени участники обсуждали, как на культуру континента повлияли западные идеи, например, Арабская весна, и то, что может предложить Африка миру.

Мы постоянно обсуждаем, как должна выглядеть культурная политика в нашей стране. Так сложилось, что кинематограф более развит на юге Африки. Нам же — в центре и на Севере — нужно эту индустрию развивать, налаживать кинопроизводство, нужны сценаристы, которые могли бы рассказывать истории, актуальные для Севера Африки. Если Россия вернётся в регион, то это плодотворно повлияет на нас. Это необходимо Мозамбику, поскольку у нас нет своей производственной базы для кино, нет оборудования, камер. Надеемся на помощь России в этом вопросе, 

— отметил президент киноассоциации Мозамбика Габриэль Мондлане.

Важно понимать, что идеологические построения оказывают влияние на индустрию, добавляет продюсер из ЮАР Гарри Хофмейр:

Раньше правительство апартеида считало, что развивает культуру, но это было иллюзией. Контент, который создавался в ЮАР, был неинтересен миру. Потом наша страна стала открываться внешему миру, но этот процесс сопровождался драматическим уменьшением бюджетов, крупные компании стали разваливаться. Самым популярным жанром стал сериал. Над ним работает, например, 18 сценаристов, которые придумывают, что делают 12 актеров бесконечное количество серий. Понятно, что качество такого контента — низкое. Слава Богу, что появились мини-сериалы, а наш контент стал покупать Китай. 

По словам Хофмейра, в ЮАР работают над доступностью кинопроизводства. Поэтому в Южно-Африканской Республике рады новым деловым контактам. В стране ждут россиян, а африканские кинематографисты готовы снимать фильмы в морозной России.

Мы видим, что здесь богатая культура, большое количество регионов, которые отличаются друг от друга и культурой, и кухней, и архитектурой. В этом наши страны похожи друг на друга. Вместе мы можем показать миру проявления нашей культуры,

— уверяет южноафриканский продюсер.

Дарья Лабутина, африканист, автор телеграм-канала «Галопом по Африкам», сетует в комментарии Царьграду на неоколониальное понимание Африки, которое характерно как для Запада, так и для России. По её словам, культура Африки уже не раз оказывала большое влияние на европейскую и американскую культуры, и её потенциал не исчерпан:

Например, джаз, рэп, соул, современные танцы — это всё влияние африканской культуры, которую восприняли европейцы и американцы в конце XIX и начале XX веков. Сейчас африканские политики любят поднимать эту тему, что Африка является прародиной человечества, и вообще всё пошло именно отсюда. Пожалуй, в этом есть небольшое преувеличение, но африканское искусство и действительно повлияло на европейскую модернистскую живопись, современное искусство.

Пресыщенные европейской культурой художники открывали для себя мир Африки. Движения импрессионистов, постимпрессионистов, модернистов — основывались на интересе к странам Третьего мира. Можно вспомнить древнее эфиопское искусство, древнюю эфиопскую иконопись, которые повлияли на византийское, а, значит, опосредованно на русское искусство.

Заблуждение считать, что Африка — это дикое поле, где только животные прыгают с ветки на ветку,

— уверяет Дарья Лабутина. По её мнению, наибольшие перспективы у сотрудничества русских компаний с кинематографистами и театральными деятелями из Сенегала и Нигерии.

Что касается ЮАР, то это одна из самых развитых стран континента, там есть киноиндустрия. Но я считаю, что самые перспективные страны для развития культурного сотрудничества — Нигерия и Сенегал. Например, в Сенегале раз в два года проходит престижная международная выставка современного искусства Dak’Art. Я знаю об интересе нигерийцев и сенегальцев получать кино- и театральное образование в России. Мне кажется, это очень перспективная тема,

— говорит эксперт, добавляя, что для России может быть перспективным не только киносотрудничество, но и театральное, поскольку наша страна — носительница театральной культуры.

Кинорежиссёр, почётный деятель искусств города Москвы Евгений Соколов в беседе с Царьградом отмечает, что совместное производство фильмов — это всегда очень хорошо, потому что есть принцип, что работа порождает работу в кино, а идеи порождают новые идеи.

Новые взаимосвязи, взаимоотношения дружеские, товарищеские — порождают новые проекты. Поэтому такое сотрудничество замечательно в творческом плане. Если будут приезжать новые люди из Африки, с Ближнего Востока с новыми идеями — это всё будет обогащать и наше кино. Невозможно не сказать и про финансовую составляющую. Аренда локации в кино всегда связана с бюджетами. На африканское кино планируется выделить миллиард долларов. Получается, что эти деньги придут в нашу экономику, а это новые рабочие места в кино, это новые финансовые связи, это отлично. И, конечно, такая деятельность обогатит не только кинематографистов, это обогатит и наши народы. Совместные фильмы наверняка получат и фестивальный, и просто прокат и у нас в России, и в Африке. Люди смогут узнать о культуре других стран. Пожалуй, это самое главное,

— резюмирует кинематографист.

Back To Top