«Варварская система, которая полностью дегуманизировала людей»
Трансатлантическое рабство на Западе продолжалось в течение многих лет после 1867 года, утверждает британский историк Ханна Даркин. Найденные ею доказательства включают корабли с «живым товаром», приходившие на Кубу в 1872 году, и людей, захваченных в Бенине в 1873 году;
Историки обычно предполагают, что трансатлантическая работорговля на Западе закончилась в 1867 году, но, согласно новым исследованиям, на самом деле она продолжалась и в следующее десятилетие.
Как пишет в эксклюзивном материале The Guardian, доктор Ханна Даркин, историк и бывший преподаватель Ньюкаслского университета, раскопала доказательства того, что в 1872 году на Кубу прибыли два корабля с рабами. На одном судне, ходившем под португальским флагом, находилось 200 узников в возрасте от 10 до 40 лет, а на втором, как полагают, было американское судно, в трюме которого находилось 630 пленников.
Даркин сказала, что нашла в американских газетах того года упоминания о прибытиях этих кораблей. “Это показывает, как недавно закончилась работорговля. Кражи человеческих жизней были вычеркнуты из истории и не были зафиксированы”, – отмечает историк.
Другие недавно обнаруженные доказательства включают парламентский отчет Хансарда за 1872 год, в котором британский политик оспаривает “заверения испанского правительства в том, что в последние годы на Кубу не ввозилось рабов”.
Даркин рассказывает, что, хотя Испания официально прекратила свою работорговлю в 1867 году, она наткнулась на отчет исследователя сэра Генри Мортона Стэнли, который путешествовал по Бенину и посетил невольничий порт Уида в 1873 году. Он написал о том, что видел 300 человек, запертых в барракуне, загоне для рабов, и отметил, что из этого порта недавно отплыли два невольничьих корабля.
По словам Дуркина, Уида была вторым по значимости невольничьим портом во всей Африке, уступая только Луанде в Анголе. “Этот регион получил европейское прозвище «Невольничий берег» из-за огромного числа людей, которые были насильственно перемещены оттуда в период с середины 17-го по середину 19-го веков. По оценкам, почти 2 миллиона человек, примерно каждый шестой из всех порабощенных людей, отправленных в Америку, были перевезены из Бенинского залива.”
Результаты исследования будут представлены в ее будущей книге «Выжившие: утраченные истории последних пленников атлантической работорговли». Опираясь на ранее невиданные архивные материалы, в ней рассказывается история «Клотильды», последнего американского корабля атлантической работорговли.
Она впервые опознала большинство из 110 невольников «Клотильды» и разыскала их потомков. У одной из них было ранее неопубликованное интервью 1984 года с внуком Эми Гринвуд Филлипс, которое сохранила ее семья. Она была подростком, когда попала в рабство и была отправлена работать на плантацию в Алабаме.
Даркин рассказывает “Поработителем Эми был человек по имени Гринвуд. По словам ее внука Перси Филиппа Марино, поработитель Эми был «хорошим человеком», но он сдал Эми неизвестным поработителям в другом штате, которые избили ее. Он забрал Эми, когда узнал о жестоком обращении, однако шрамы на ее ногах так и не зажили.”
Другие рассказали Даркин о сексуальном насилии, которому подвергались их предки. Она нашла рассказ о женщине, которая была обращена в рабство в возрасте 13 лет. Ужасы, которые она пережила, включали в себя то, что ее заставляли спать с афроамериканцами и коренными американцами, чтобы у нее были дети, которые также могли попасть в рабство.
Исследование Даркина показало, что почти все выжившие в Клотильде говорили на языке йоруба из одного и того же города на современном юго-западе Нигерии, что ставит под сомнение предыдущие выводы о том, что они были из разных мест в Бенине и Нигерии.
Хотя отчет Стэнли в то время появился в New York Herald, Даркин отмечает, что это было еще одно упущенное из виду ключевое доказательство, которое она раскопала. Ходили слухи о более поздней торговле, но эти свидетельства подтверждают выводы кубинских историков о том, что торговля людьми продолжалась и в 1870-х годах.
Недавно оцифрованные газеты 19-го века были особенно показательны, сказала она: “Историкам раньше нелегко было обращаться к этим источникам, и это одна из причин, почему мне удалось найти так много”.